Своё название проспект получил в 1920 году в честь основоположника коммунистического движения К. Маркса. На основании постановления Омского Губернского Революционного Комитета от 09.02.1920 многие улицы города были переименованы в соответствии с веянием времени. В их число вошли участки улиц Артиллерийской и Аптечной (от Кузнечной до Лермонтовской), а также улица Московская, которые было решено объединить в улицу Маркса. В середине XX века улица стала проспектом.История В начале XX века Новослободской форштадт Омска начал активно расстраиваться.При этом южная территория современного проспекта Маркса находилась на самой границе города. Здесь, на улице Московской, до 1916 года располагалась таможенная застава и интендантские склады. Улица Аптечная (в настоящее время самое начало проспекта Маркса) стала западной границей форштадта, отделяющей его от форштадта Ильинского. От неё отходили основные улицы: Новая, Почтовая, Томская (позднее Лермонтова) и Думская.После установления в Омске Советской власти многие улицы города переименовываются в соответствии с революционными идеями. Улицы Аптечную, Артиллерийскую и Московскую решено объединить в одну и назвать улицей Маркса. Позднее к ним примыкает часть улицы Семипалатинской.7 ноября 1936 года по городу пущены трамваи. Первый маршрут пролегал от улицы Ленина по улице Маркса до мясокомбината.4 января 1938 года часть улицы Маркса, уходящая за район вокзала, решением Омского исполкома была переименована в улицу С. Стальского, в честь дагестанского поэта С. Стальского (Гасамбекова) .В районе современного цирка будущий проспект прерывается городской железнодорожной веткой и соединен с ул.Серова, центральной в Ленинске (южный пригород Омска, потом - Ленинский район). В 1950-х городская железнодорожная ветка демонтирована, начата застройка проспекта. Активная застройка магистрали проспекта Маркса происходит в начале 1950-х годов. Строятся однотипные пятиэтажные дома, составившие характерный облик города.В 1972 году завершено строительство первого в городе Омске подземного перехода на пересечении проспекта Маркса с улицей Лермонтова.В конце XX — начале XXI века на проспект Маркса ведётся реконструкция зданий под культурно-досуговые объекты (Театр кукол, РЦ «Атлантида», КЦ «Галактика») и торговые комплексы («Каскад»).
Старый Омскъ
В 1716 году по указу царя Петра первого Романова на берегу реки Омь подполковником Бухгольц Иваном Дмитриевичем была основана первая Омская крепость ,которая была защитой Сибири от набегов кочевников,и стала основой строительства города Омска.Сначала в устье Оми для обороны строителей крепости и охраны военного снаряжения было возведено два небольших редута: треугольный и четырёхугольный. Работы по их строительству возглавлял участник похода И. Д. Бухгольца швед-артиллерист Каландер. В 1717 году из Тобольска был прислан чертёж. Строил её майор Аксаков, от имени которого велась вся переписка по возведению первой крепости. Местом её постройки был крутой берег Оми высотой 12—15 м, в 500 м от Иртыша. Крепость занимала площадь около 6 гектаров.Спорным остаётся вопрос о форме крепости. По мнению А. Ф. Палашенкова и В. И. Кочедамова, крепость имела неправильную форму пятиугольника. Внешние углы крепости имели бастионы.В расстоянии 25 м от рва крепости шли ряды оборонительных сооружений. Здесь было сооружено 3 батареи, в то время как в восточном бастионе — 2, в южном и в полубастионах — по одной. Батарея находилась и у Иртыша, на прикрывавшей форштадт линии, в 130 м от нее в сторону была расположена другая батарея. У Оми, между полубастионами, укрепления состояли лишь из палисада. От юго-западного бастиона в направлении к Иртышу проходила оборонительная линия, прикрывавшая с юга форштадт, расположенный между крепостью и Иртышом, благодаря этому, обращенная к Иртышу сторона крепости (западная) оказалась внутри обороны. Это сказалось на ослаблении её оборонительных сооружений.В крепость вело четверо въездных ворот: со стороны Иртыша — Спасские, в юго-восточной части — Знаменские, к берегу Оми были обращены Никольские ворота, в восточной части крепости — Шестаковы. Спасские ворота завершались небольшой смотровой надстройкой и не имели башни. Остальные ворота представляли квадратную башню, высотой около 8 м. Внутренняя застройка крепости велась хаотично. В центре ее на площади была построена деревянная церковь во имя Сергия Радонежского. Церковь была окружена оградой, на юго-западном углу которой находилась восьмигранная колокольня. Вокруг площади размещались наземные постройки: управительская и омская канцелярия, комендантский дом, офицерские дома. Дальше располагались обывательские дома, ближе к укреплениям — гауптвахта, казармы, склады, пороховые погреба, провиантские амбары и другие постройки. Со временем у стен крепости образовывались поселения. Первое из них располагалось между крепостью и берегом Иртыша и называлось Луговской слободой.Позднее стал заселяться и правый берег Оми, здесь расположились постройки Губиной, Омской и Курганной слободы. Для сообщения между слободами через берег Оми был возведен наплавной мост. Слободы имели свои укрепления: Восточную, Нижнюю и Сергиевскую башни, вооруженные пушками; были ограждены палисадом с рогатками и надолбами. Огражденная площадь обеих слобод составляла около 40 гектаров, но их заселение было неравномерным. Слабо заселены были правобережные слободы, и они вскоре пришли в запустение. Население крепости состояло из казаков, свободных переселенцев и ссыльных. По переписи 1725 в крепости было всего 992 чел. Гарнизон крепости в эти годы состоял из 361 человек. регулярного войска и 209 казаков. Построенные из сырого березового леса сооружения крепости в 1740-х годах. пришли в ветхость. К этому времени Омская крепость являлась узловым пунктом системы укреплений Верхне-Иртышской линии, а позднее — Пресногорькой.В 1768 году на правом берегу реки Омь генералом Шпрингером была основана вторая крепость,которая имела более совершенные защитные инженерные сооружения.В 1771 годустроительство второй крепости было закончено,а в 1782 году крепости присвоен статус города.Важным событием в истории Омска было строительство Транссибирской железнодорожной магистрали и железнодорожного моста через Иртыш в 1896 году, которое послужило мощным толчком к развитию города.Имея выгодное географическое положение Омскъ стал крупным транспортным центром.В начале 20 века в Омске стали строится новые многоэтажные здания такие как здание Казённой палаты и губернского казначейства.В 1903 году на Любинском проспекте строятся Московские торговые ряды.В 1905 году было закончено строительство городского театра(ныне Драматический) К 1914 году было отстроено здание городского торгового корпуса.В этом же году были построены ,дом судебных установлений,Управление железной дороги(ОмИИЖТ) .1918 по 1919 год Омскъ стал резиденцией адмирала Колчака А.В Верховного правителя России, объявившего Старый Омскъ столицей Сибири.